По конкурсу Сравнение, ч. 1

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2016/10/27/4293 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2016/12/12/4609 - Итоги конкурса

Итак, позади остался еще один тур конкурсной серии Тропы, посвященный в этот раз СРАВНЕНИЮ. Желающих в нем поучаствовать оказалось много - 78 авторов, почти все участники первого тура представили свои произведения и на 2-ой. Это означает, что тема серии заинтересовала и есть желание ее продолжать, что меня очень радует.

Тем не менее, и для и меня, и для всей нашей команды судей  изучение  тропов оказалось делом не только интересным, но и сложным: тропов в стихах наших участников было использовано много, но правильно  их классифицировать - какой троп к какому виду отнести - задача столь проста, какой кажется. И это мы еще пока не имеем дела  с метафорой, а исследуем  самые простые тропы! Почему это сложно? Потому что границы видов тропов размыты, и между всеми тропами есть много общего - все они создают художественный образ того, что хочет описать  поэт.

Образ - это не перечисление видимых глазу черт или свойств, а выявление чего-то  наиболее характерного. Как можно это характерное (индивидуальное) описать? Только сравнив его с чем-то другим, известным. Любой троп - это в какой-то степени по смыслу сравнение, только выполнено оно разными фигурами речи. 

То есть  по  СМЫСЛУ и по цели применения тропа  - все тропы что-то  уподобляют, переносят свойства одного явления или предмета на другой, сравнивают их по какому-то признаку. Но если мы разбираем тропы по их ВИДУ, то троп "сравнение" - это  совершенно определенная конструкция  речи, где в одном предложении (и обычно рядом) находятся два разных объекта, связанных словами БУДТО, КАК, ПОДОБНО, СЛОВНО и т.п. Исключением является  связка ПОХОЖАЯ НА (ибо  автор с ее помощью не сравнивает, а только утверждает  наличие сходства) . Более редкий способ создания тропа сравнения, это использование в предложении творительного падежа взамен  пропущенных слов БУДТО, КАК, ПОДОБНО, СЛОВНО и т.п., причем, и в этом случае  оба объекта находятся в предложении рядом или очень близко, например "птица упала КАМНЕМ" (как камень), "гроза била пушечной КАНОНАДОЙ" (как канонада).

Итак, первое указание на троп сравнение - это наличие в предложении особой конструкции БУДТО, КАК, ПОДОБНО, СЛОВНО и т.п. или творительного падежа в связке двух рядом стоящих объектов.

Но всегда ли, если мы обнаруживаем  такую  связку, мы имеем  троп? Нет, не всегда. Конструкция со словом КАК в русском языке  может быть употреблена не только для сравнения , но и в смысле В КАЧЕСТВЕ, например "Его, как первую любовь, я..." следует понимать не в смысле сравнения ЛГ с любовью, а в смысле уточнения роли ЛГ  "Потому что он был первой любовью" - и здесь нет никакого тропа сравнения! Или " КАК В ДЕТСТВЕ, вдвоём", "КАК ПОЛВЕКА НАЗАД", "как это бывало прежде" - тоже не троп  сравнения (хотя по смыслу сравниваются времена событий), это просто уточнение времени события. Нет здесь художественного образа, нет никакого переносного смысла, характерного для тропов, есть одна только уточняющая информация.


А еще есть такое понятие, как слабый троп или устоявшееся сравнение, которое, хотя по конструкции формально может считаться сравнением, и даже по смыслу осуществляет сравнение, но настолько приросло в нашей речи к описываемому объекту, настолько ожидаемо и привычно, что никакого ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗА не создает, например "устают, как старики", "по форме, как шар" или банальные "полетит стрелой", "вольный, как ветер", "тяжелый, как камень",  последние три формально - сравнения, но слабые, невыразительные - на таких победу в конкурсе не построишь!
 
Я ведь для чего прошу при подаче заявки выделить в тексте сравнения? Для того, чтобы сам автор увидел в тексте, с какими тропами, с каким их качеством он идет на данный тур конкурса, что он собирается выставить напоказ, с чем он собирается соревноваться? Иногда такое выделение помогает участнику увидеть, что в его прекрасном во всех отношениях произведении нет ни одного тропа сравнения вообще!!! А если заданных тропов  нет, то в этом конкурсе его стихи не будут иметь успех, и если и номинируют, то только сдуру - по ошибке какого-то из судей! ))) 

Задача выделения сравнений для наших участников оказалась чуть проще, чем выделение эпитетов, хотя и в этот раз опять было выделено много лишнего (в том числе, в выделенные тропы попали даже  эпитеты - уже, казалось бы, пройденный в 1 туре материал!!!). Ряд стихов остались совсем  без тропов сравнения, увы... Не интересно авторам разбираться с теорией - скучно, лениво...

Иногда я прямо на приеме начинаю подсказывать участникам, что ими выделено не совсем то, хотя наши Правилами проведения конкурсов такие диалоги запрещены - что автор выбрал, тому и радуйся! Некоторым мои намеки помогают направить свою  мысль в конструктивное русло, а другие обижаются на меня или начинают мудрствовать, доказывая мне, что они правы.

Не обижайтесь на меня, дорогие участники! Я принимаю ВСЕ ваши заявки, даже ошибочные, но когда я вижу стихи авторов талантливых, потенциально способных победить, то начинаю к ним (и только к ним!) приставать с "намеками" - не сделайте, мол, глупость, почитайте еще раз задание и рекомендованную статью, выберите более выгодные для данного конкурса стихи, а не просто предлагайте мне когда-то и где-то уже побеждавшие....

Еще раз вспомним определение сравнения, чтобы  приступить к разбору конкурсных произведений, в процессе которого наверняка найдутся  еще интересные особенности использования в стихах  этого тропа.  Итак:

Троп СРАВНЕНИЕ - это образное иносказание, в котором устанавливается сходство между двумя явлениями жизни. В нем всегда присутствуют ДВА СОПОСТАВЛЕННЫХ ОБРАЗА: основной, в котором заключен главный смысл высказывания (синтаксически это первый член сравнения), и вспомогательный (второй член сравнения). Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, от УПОДОБЛЕНИЙ, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: СРАВНИТЕЛЬНУЮ КОНСТРУКЦИЮ или оборот со сравнительными союзами КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, КАК БУДТО и подобными. Выражения типа ОН БЫЛ ПОХОЖ НА… нельзя считать сравнением в качестве тропа.

                Разбор конкурсных стихов

Постараюсь и в этом туре показать вам как можно больше стихов участников (не только номинированных судьями!), но для сокращения объема статьи иногда буду давать стихи не целиком, а только те фрагменты, где есть сравнения. Причем,  стихи оцениваю не  в целом, а только с точки зрения качества сравнения и адекватности их применения. 

Номер перед стихами = номеру участника в анонимном пакете. Заглавными буквами выделяю в тексте ТРОПЫ ВИДА СРАВНЕНИЕ.

И еще раз: в этой статье я оцениваю и комментирую НЕ ВСЕ СТИХОТВОРЕНИЕ В ЦЕЛОМ  (его содержание, технику его исполнения, особенности языка), а только мастерство использования в нем тропа "сравнения" - удачное или нет, и почему...

1. В кастрюле июля. Андрис Сайнио  (фрагмент)

Облака – как ПЕНКА на бульоне,
А деревьев кроны – что КАПУСТА,
Листья лавра – черные ВОРО'НЫ…
Пусто

Солнце-печка ярко жарит сверху,
Соль акаций сыплется чрезмерно,
Неуместный пух кружит над сквером…
Скверно
.....

Ярким светом взгляд ЧТО ЛУКОМ слепит,
Загустели мысли КАК СМЕТАНА.
Все предметы видятся нелепо,
Странно
....

Само по себе стихотворение оригинально и решено в одной системе образов - "летний день -кулинария". Это плюс. Но, на мой взгляд,  такое сравнение как-то излишне приземленно,  хотя, возможно,  и передает настроение ЛГ . Использование "что" взамен "как" - меня не впечатляет. Народный стиль речи уместен в стихах совсем другого жанра.

2. Бродяга. Светлана Салахова

Серое безрадостное небо.
Дождь пошёл...
Там, где ты ещё ни разу не был,
хорошо.
Только здесь  ты никому  не  нужен,
не  знаком..
КАК РЕБЁНОК,   шлёпаешь     по  лужам
босиком.
Белых   облаков   летучих   стая
за   спиной.
И  тебя  ничем   не   испугает
мир  земной,
Потому  что   ты   легко  прощаешь
зло    и   ложь,
А куда идёшь, и сам не знаешь,
но   идёшь.
Пролетают   вёрсты  вереницей, 
чередой,
И  когда-нибудь  блеснёт   ЗАРНИЦЕЙ
город  мой.
Там  собор  над   пристанью  высокий 
и  звезда 
Полыхает   в небе   на  востоке,
как  всегда.
Свет   звезды  тебе  укажет  ночью
мой   порог.
Ноги сбиты  в  кровь, одежда   в клочьях,
плащ промок.
Долго  будешь   бредить,   засыпая, 
все  о том,
Что   тебя   бродягой  называют
и лжецом. 
А  уснёшь,  ладони опрокинув
в   тёплый   ворс,
Я  терновые колючки  выну
из   волос.
Затрепещут  листья,   СЛОВНО ФЛАГИ
на ветру.
Люди   говорят,  что  ты  -  бродяга:
Люди  врут!

На все стихотворение всего три сравнения, причем два из них достаточно ожидаемых, слабых: "как ребенок" и "как флаги на ветру". Почему город "блеснет зарницей" я не совсем поняла. Стихи, как бы они ни были хороши  сами по себе - не для данного конкурса.

3. Осень любви. Екатерина Падукова 

Осень любви – вспышка
яркого цветополя!               
Я для тебя – слишком,
Ты для меня – тем более.

Солнце в глазах – приступ               
счастья! – Куда бы деться?..
Взгляд твой ловлю чистый
И прижимаю к сердцу,

И не спешу слёзно
Выдохнуть вслед с болью:
Ты для меня - поздно!
Я для тебя – тем более!..

А здесь я вообще не нашла ни одного тропа сравнения ("Солнце - приступ" и "осень- вспышка" - это эпитеты). Если бы автор подготовился к подаче заявки правильным выделением нужного тропа, то он бы наверняка предложил на конкурс другое стихотворение и имел бы шанс на номинацию.

4. Неделимое. Елена Чернышова Щербакова

Не была я вольной птицею,
лишь казаться ей хотела я.
То не сон случайный снится мне,
что лечу я, неумелая...

Не во сне я заприметила
не ручного - вольно-сокола.
СЛОВНО ПЕСНЯ НЕДОПЕТАЯ,
он летает рядом-около...

Заколдованный пророчеством,
обречён на одиночество.
Мне отчаянно захочется
позабыть про имя-отчество...

Потеряюсь в небе низком я...
Назовёшь меня по имени.
И заведомо неблизкие,
мы срослись душою-крыльями.               

Не разделишь неделимое,
и пытаться не захочется.
И сияет свет любви моей,
КАК РЕВАНШ НАД ОДИНОЧЕСТВОМ. (в качестве!!!)

Нашла только одно очевидное сравнение - "словно песня недопетая", а вот "как реванш над одиночеством" все же имеет смысл "сияет... В КАЧЕСТВЕ реванша ЗА ОДИНОЧЕСТВО..." - я не уверена, что это сравнение, хотя настаивать не стану. И согласование здесь не то...

5. Я рассыплю любовь... Свет Лана Шнайдер 

               Я рассыплю любовь...
                На письмо без ответа.
               Растворюсь в неге слов
                лишь росинками слёз...
               Моя боль, КАК ВОДА,
                никому неприметна.
               Без тебя...Почему?-
                рвёт мне душу вопрос.
               Звёздный дождь в сентябре,
                КАК ПРОЩАНИЕ ЛЕТА.
               Осень пишет узор
                ярких красок на холст.
               
               БУДТО В ЖАРКОМ БРЕДУ,
                Я кричу снова:"Где ты?..."
               А в ответ в небесах 
                вспыхнул радуги мост!
               Ветер листья взметнул,
                подарил мне в ладони.
               Я прижала к лицу...
                СЛОВНО ТВОЙ ПОЦЕЛУЙ.
               А душа замерла
                в уголочке и стонет...
               Осень, очень прошу-
                сердце мне успокой.

Тропов сравнения здесь много, и все они - уместные,  точные, но  вот их использование в тексте - их последовательное привязывание к разным объектам, почему-то кажется мне случайным, не создающим общей картины - единой симфонии образов, работающих на тему. Сравнения - сами по себе, а содержание - само по себе!  А вам так не кажется?

6. Жива душа. Альмира Камалова

Жива душа - она всё сдюжит,
Хоть треплет жизнь её, КАК ЛИСТ,
И ветер северный завьюжит,
И унесёт листочек ввысь.

Жива душа, когда смеётся,
КАК КОЛОКОЛЬЧИК ЛУГОВОЙ,
Когда впервые улыбнётся
Малыш, подаренный судьбой.

Жива душа, пока ты с верой,
Пока в груди стучит любовь.
Жива душа! И пусть с галерой
Уйдут на дно печаль и скорбь!

Два тропа - один довольно очевидный "треплет, как лист", а второй красив, но я его не поняла: никогда не связывала смех с "колокольчиком луговым", то есть, с  цветком, а не с колокольчиком-изделием...

7. Последняя любовь. Любовь Левитина-2

Она пришла не сразу, не мгновенно,
но как итог духовного труда.
КАК ЛИСТ, ПРОРОСШИЙ СТАРОМУ НА СМЕНУ,
КАК В КОСМОСЕ РОЖДЁННАЯ ЗВЕЗДА.

Твоя любовь, КАК БУДТО ВОДУ ПЕНА,
не веря, не надеясь, не дыша,
меня в себя впитала постепенно,
КАК РАЗУМ НАРКОМАНА АНАША.

КАК СУХОСТЬ ТОНКОЙ КОЖИ - ВЛАГУ КРЕМА,
впитала до последнего ангстрема,
КАК РИФМУ СТИХ С ЧАСТИЦ КАРАНДАША.

И я, светя УЛЫБКОЙ ГУИНПЛЕНА,
не помышляю вырваться из плена,
в котором возрождается душа.

 Здесь мне хочется поспорить с самой собой, вспомнив мое впечатление о тропах стихов №5: в этом произведении тоже последовательное употребление сравнений - самых разных, но все они имеют отношение не к РАЗНЫМ объектам (как в №5) , а к одному - любви. К состоянию влюбленности, описать которое ЛГ пытается самыми разными способами и все они кажутся ему недостаточными - любовь неописуема! Поэтому именно здесь есть симфония разных тропов, они все вместе работают на тему.

P.S.:  Одному из наших вдумчивых читателей не понравилось употребление "сухость кожи" вместо "кожа", которая "впитала влагу крема". Если рассуждать логически, то этот человек абсолютно  прав, наверное, в этом есть некоторая ошибка лексики, но мне почему-то она не мешает, не кажется грубым недочетом, не режет слух. Может быть, я не права? Интересно послушать ваше мнение...

8. Бессонница. Тамара Гаврилова 5 

Ночь закутала город в промокшую чёрную вату,
невидимками-пальцами мнёт пластилин фонарей,
наливает по капельке горькой микстуры расплаты
в кисло-сладкий сироп неприкаянной жизни моей.

Дней шальных мишура, КАК ПЕРО УЛЕТЕВШЕЙ ЖАР-ПТИЦЫ -
есть и свет, и тепло, только воздух палёным пропах,
а на дне подсознания ВЕЧНОЙ ЗАНОЗОЙ хранится
то, что будит во мне по ночам то ли стыд, то ли страх.

Ночь открылась порталом в моё заплутавшее детство,
проколола иглой, СЛОВНО БАБОЧКУ, и – под стекло,
трепыхаться нет сил, память – наркоподобное средство -
отхлебнёшь, а потом оторваться уже тяжело.

Жжёт подушки комок, СЛОВНО В НЕЙ РАСКАЛЁННЫЕ КАМНИ,
смотрит в щёлку луна так, КАК БУДТО БЫ ВИДИТ НАСКВОЗЬ,
и уснуть не даёт, позабытая было, вина мне,
и терзают обиды, и юности жалко до слёз.

Ночь плывёт за окном, КАК ОГРОМНАЯ ХИЩНАЯ РЫБА,
ЖУТКОЙ ЧЁРНОЙ ДЫРОЙ над кроватью зияют часы...

...Шмель гудит надо мной,  солнце светит, и хочется прыгать
по высокой траве, и ногам так щекотно босым.


Стихи понравились. Несмотря на обилие сравнений, они все гармонично вписаны  в содержание, каждое из них  не просто украшает, а создает точный образ и через этот образ рассказывает нам о настроении ЛГ. Сравнения относятся к разным объектам, но все вместе  они передают одно и то же состояние и внутренний мир ЛГ- работают на содержание.

9. Гитара. Татиана Северинова 

В твоих руках дрожит мой нерв-струна,
Моя душа твоей - КАК РЕЗОНАТОР,            (в качестве!)
Кем и когда с тобой обручена?
Ты то палач, а то - реаниматор.

Колки затянешь - слёзы льют и льют...
Настрой меня, пусть льются слёзы счастья,
Единство слов и музыки дают
То главное, что сбережёт в ненастье.

Не опускай же лёгкий барабан,
Душой своей мою объемля  душу.
Порою слышится у нас изъян,
Но он не сможет ничего разрушить.

Играй звучанием сердечных струй,
Мне сладостны все творческие муки,
И каждый раз - КАК ПЕРВЫЙ ПОЦЕЛУЙ,
Касаются так любящие руки.

Нашла лишь два подходящих для анализа тропа. Первый - "Моя душа твоей - КАК РЕЗОНАТОР" - а сравнение ли это? Мне кажется, здесь  слово "как" имеет смысл "в качестве", "в роли" резонатора. А в концовке троп "как первый поцелуй" вообще неудачно вписан в строй фразы - кого касаются "руки, как поцелуй"?  и что именно здесь сравнивается с поцелуем?  В стихах вообще слабая лексика: " слышится у нас изъян" -  мутный способ изложения мыслей...

11. Вечерняя гроза. Демидов Владимир Евгеньевич   

На западе сигналили зарницы.
Ретировался августовский день,
и мир делила чёткая граница
на сон и явь, на темноту и тень.

Последних зайцев солнечных послало
в окошко солнце, прежде чем уйти,
а занавеска, СЛОВНО ОПАХАЛО,
качаясь, их встречала на пути.

Но собирались призрачные рати
под постоянный барабанный бой.
И тучи шли, КАК ТАНКИ НА ПАРАДЕ,
а молнии уже над головой…

Ускорил ветер бег свой до предела
и гнул деревья, ветки обрывал.
Листва за вихрем в небеса летела…
И дождь… Нет, ливень… Нет, девятый вал!

Он шёл стеной, и даже вспышки молний
топило это тёмное стекло.
Град поскакал, КАК ПО БРУСЧАТКЕ КОНИ.
Но – миг – и время ливня истекло.

Гроза ушла. Звучали в отдаленье
басы, и ярко вспыхивал восток.
И в этих вспышках, СЛОВНО ПРИВИДЕНЬЕ,
полз по стеклу берёзовый листок…

Стихи хороши тем, что все сравнения - из одной компании, гроза сравнивается с полем битвы, где только "опахало" - не родное...  И еще неудачный подбор слов в строках " и мир делила чёткая граница на сон и явь, НА ТЕМНОТУ И ТЕНЬ". Темнота и тень - практически одно и тоже, а здесь хочется какой-то антитезы (темноту и свет).
 
12. И как зыбучие пески... Орловаи

И  КАК  ЗЫБУЧИЕ  ПЕСКИ,
Меня  страшат  пустые  речи.
Не  предлагай  весёлой  встречи –
Я  там  погибну  от  тоски.

Везде  расставлены  силки
пустопорожних  разговоров.
И  я  сдаюсь  под  их  напором
И  погибаю  от  тоски.

Хорошее сравнение - "пустые речи, как зыбучие пески", оно рождает воображение и говорит больше, чем кажется. На столь короткое стихотворение одного, но очень точного, насыщенного смыслом сравнения вполне достаточно.

13. Июльская гроза. Владимир Сорочкин 

Вкус лета безнадёжно горек,
Вот и сейчас, подмяв дома,
Гроза обрушилась на город
ОРДОЙ, СОШЕДШЕЮ С УМА.

Опять сверкнуло по-соседству, –
КАК ВОЛНЫ, БЬЮЩИЕ В ПРИЧАЛ,
Пытливый град, ПОДОБНО СЕРДЦУ,
По пыльным стёклам застучал.

И, ГРОХОЧА МАШИНКОЙ ШВЕЙНОЙ,
Над параллелями квартир
Вода пробила день ничейный
Сплошным потоком чёрных дыр.

Ни сожаления, ни спора...
Как бесконечен этот дождь!..
Наверно, ты вернёшься скоро, –
На землю грешную сойдёшь...

Еще одно описание грозы с использованием сравнений, но здесь они, в отличие от №11,  мало связаны друг с другом - то орда, то волны, то сердце, то швейная машинка... И  картина грозы из-за этого разнообразия почти не имеет  своего  лица, не всплывает в воображении.

14. Смородина. Любовь Голейчук Коэн Белл

БЛЕСТЯЩИМ САМОРОДКОМ, ПРОЗРАЧНОЙ КАПЛЕЙ АЛОЙ
Смородина застыла на ниточке устало.
И я совсем устала, в лукошко собирая
Цветные блики солнца и вкус  земного рая.

«Приляг!» - мне баба Маня бросает одеялко,
И дедушка Василий смеётся: «Бабе – жалко,
Но ты подумай, Люба, как, с сахаром протёрта,
Нам ягода напомнит: держалась внучка твёрдо!»

А дедушка – военный, Герой, и баба -  тоже.
Слабинке проявиться во внученьке негоже!
На следующий кустик иду я, КАК В АТАКУ.
Жара не испугает сластёну – работягу!

То в рот, а то – в лукошко. А там, у самой трассы -
Куст чёрной... интересно: по вкусу он - КАК КРАСНЫЙ?
И, доверху набравши смородины лукошко,
Прилягу я под веткой ПОЛУДЕННОЮ КОШКОЙ,

Счастливой, полусонной и всё ещё голодной...
Смородинки нагнутся к губам моим охотно.
И, рассмеявшись сочно, вдруг лопнут брызги лета...
Засну под разговоры родных, что рядом где-то...
                ***
Прошли года... давненько нет деда с бабой с нами...
Прикрыв глаза, бреду я знакомыми лесами
И в мыслях собираю в лукошко грёзы детства:
Смородиновый полдень, доставшийся в наследство..

Стихи с содержанием - про такие не скажешь, что они -"красивое ни о чем", и поэтому они запоминаются. Сравнений в довольно объемном произведении  - четыре (опустим пятое - каламбурчик "по вкусу он - КАК КРАСНЫЙ" - очень, кстати,  удачный!), но все - точные и авторские. Особенно понравилось : "Прилягу я под веткой ПОЛУДЕННОЮ КОШКОЙ". Впрочем, здесь все сравнения в первую очередь  уместны - ни один не выпирает из текста, не кажется инородным украшением, а вписан в само содержание.

15. Санькин зонт. Ирина Полюшко

Зонтик. Обычный чёрный.
Санька. Простой пацан.
Сдали. Зачёты - к чёрту!
Дождик, КАК В БАРАБАН

Лупит. Бегут девчонки,
Жмутся под чудо-гриб.
Смеха раскаты звонки.
Что нам ангина-грипп!

Зонтик - МИШЕНЬЮ В ТИРЕ
ЛИВНЯ, но горд и крут.
Стать бы ему пошире!
Вряд ли, не парашют.

Тесно! Зато есть повод
Ближе к руке прильнуть.
Санька красив и молод,
Жаль, что женат чуть-чуть...

Годы слились с дождями.
Мыслей и дней поток...
Санька уже не с нами.
Лучшим - пораньше срок.

Небу в его чертогах
Тоже нужны врачи.
Будет полегче Богу
Души людей лечить.

Это наивно, глупо?
Вдарил в мозги озон?
Ночи уютный купол,
СЛОВНО ЗНАКОМЫЙ ЗОНТ.

Практически одно сравнение - "зонт" здесь по разному участвует почти во всех строфах.  Удачные стихи.

16. Сотворение.  Алена Шарифова 

Сотвори меня по подобию своему,
Дай испить  неминуемой чаши 
Три глотка...
Пусть горячие,  да солёные -
Всё приму.
Мне бы быть только малым краешком ноготка.
Мне бы плакать РОСИНКОЙ МАКОВОЙ В ЛЕПЕСТКАХ,
Полететь БЕЛЫМ ЛЕГКИМ ПЕРЫШКОМ на ветру.
Зацелованным, но не сказанным на устах...
Дав росток умереть...КАК ЗЁРНЫШКО ПО УТРУ.
.
Сотвори меня по подобию, из стихий:
Из земли, из воды, из воздуха и огня.
Нарисуй, напиши и выдохни, КАК СТИХИ
.
Чтобы ты, сотворёный Богом, был
Для меня...

Прекрасная лирика, поэзия в каждой строчке. Мне понравились стихи и понравились все сравнения - каждое к месту.

18. Земля не знала, что летела ввысь. Елена Парадизова

Земля не знала, что летела ввысь,
Сорвавшись на одной высокой ноте.
Глаза застыли и застыла мысль
В невиданном, неведомом полёте.
Но мне казалось: в бездны устремясь,
Она всё мчалась, вопреки рассудку,
И ось свою, КАК ЛОШАДЬ СТРЕМЕНА,
Навек отвергла. Но пришла минутка,
И Слово удержало этот бег,
И снова ось познала равновесье,
И только миг, а может, целый век
Смахнула с глаз, КАК ПЫЛЬ СМЕТАЮТ С КРЕСЕЛ.
Но, возвратясь к привычному пути,
Не сознавая странности поступка,
И всё твердила горестно: лети! –
Вновь становясь беспомощной и хрупкой…

Я не знаю, отвергает ли лошадь именно стремена, - не специалист в этом вопросе, а вот второе сравнение " Смахнула с глаз, КАК ПЫЛЬ СМЕТАЮТ С КРЕСЕЛ" показалось очень выразительным и авторским.

19. Рапунцель. Селена Ка  (фрагмент)

— В этой каменной башне темно.
Здесь деревья не ведают света,
Будто ТЕНИ ВО МГЛЕ ЛЕДЯНОЙ…
— Не печалься, я скоро приеду!

— Здесь угрюма сама тишина.
Вечерами  в  зловещем молчанье
РЫЩЕТ ВОЛКОМ седая луна...
— Я вернусь, я сдержу обещанье!

— Здесь ТУМАН ЯДОВИТЫМ ПЛЮЩОМ
Обвивает неслышно и душит,
И тоска накрывает ПЛАЩОМ…
— Ты дождись! Я обет не нарушу!

— А бушующий мир там вдали,
СЛОВНО ПРИЗРАЧНЫЙ СОН НЕВОЗМОЖНЫЙ.
Мне б коснуться руками земли,
Мне бы солнце  почувствовать кожей.
...........................

Даю только фрагменты, содержащие сравнения. Они хорошо и интересно ложатся в рифму, по смыслу они точны, но сказать, что удивляют новизной, не могу. В какой-то степени ожидаемы. Может быть потому, что все стихотворение в целом скорее плод фантазии, чем личных размышлений или переживаний?

20. Пламенеет закат.Светлана Прилепская  (фрагмент)

Пламенеет закат
Солнце тихо садится.
В золотой листопад
Осень вновь нарядИтся.

Разукрасит себя,
КАК ГАДАЛКА-ЦЫГАНКА
И заплачет скорбя,
КАК СИРОТКА-БЕГЛЯНКА.                лишнее второе сравнение

Будет дождь поливать
С неба, СЛОВНО В ЗАПОЕ,
Непролазная хлябь
Все дороги размоет.
............................

Снова даю только фрагменты, содержащие сравнения. Хочу обратить ваше внимание на то, чего о лучше не делать в своих стихах - на двойное сравнение: осень сначала сравнили с " гадалкой-цыганкой", а потом тут же, в том же предложении с "сироткой беглянкой" и оба сравнения  дальнейшего развития не получили. Что называется, автор переперчил блюдо  и  забыл подумать о том, что же он собирается  сготовить!  )))  И тут же дал  еще одно сравнение дождю  "поливать, словно в запое" - все три сравнения никак не связаны друг с другом, не раскрыты содержанием - просто заполняют строку. Как,  кстати,  и лишние слова "с неба" в предложении  "Будет дождь поливать С  НЕБА," - а откуда он еще может поливать? 

24. Рекламный буклет. Нина Матрохина 

Закудрявилось небо
БАРАШКАМИ туч,
СЛОВНО СТАДОМ ЯГНЯТ
БЕЛОСНЕЖНЫХ из сказки.
КАК ПАСТУХ, вместе с ними
спустившийся с круч,
В мягких прядях пытается
солнечный луч
Отыскать хоть какой-то
изъян их  окраски.

Но они безупречны!
Их  форма  и  цвет
Чистотой  поражают
и плавностью линий.
Небо, льющее щедро
волнующий свет,
И барашки на нём -
КАК РЕКЛАМНЫЙ БУКЛЕТ,
эталон белизны
на пронзительно-синем.

В этом стихотворении мне понравилась единство образов-сравнений - все они на тему  овечьего стада ))), а в концовке тоже интересно - метафору "барашки" автор сравнил с рекламным буклетом! Хотя, может быть, как раз последнее "КАК"  вовсе не сравнение, а пояснение - барашки выступают В КАЧЕСТВЕ рекламного буклета. Грамотное использование тропов!

26. Иллюзии. Виктор Колесников 6   

А небо над нами синей и синей,
И вновь облака и пушистей и легче.
Весне опускаешь ладони на плечи,
КАК БУДТО БЫ ЖИЗНЬ БЕСКОНЕЧНА ЗА НЕЙ.

И вечному маю безумствовать тут.
И птицы в зенит, как одна, устремятся.
КАК БУДТО НА СОЛНЦЕ БЕССЧЁТНЫЕ ПЯТНА
БЕДОЙ И НЕНАСТЬЯМИ НЕ ПРОРАСТУТ.

КАК БУДТО ДОРОГА БЕЗМЕРНО ДЛИННА
И НЕВЕРОЯТНА, КАК БЫЛО С РОЖДЕНЬЯ.
КАК БУДТО ЕЩЁ НЕ ЯВИЛОСЬ ПРОЗРЕНЬЕ
О том, что ледышкой растает она.

КАК БУДТО У ЖИЗНИ НЕ БУДЕТ КОНЦА.
И снова с болот поднимаются гуси.
КАК БУДТО БЫ ТЫ ЕЩЁ НЕ ОБЕРНУЛСЯ
И тот холодок не коснулся лица.

Тропы , напоминающие сравнение, я здесь выделила, но глубоко задумалась, а сравнение  ли это? Или это перечисление  гипотез, выраженных метафорами? Какой объект здесь с каким  сравнивается? По сути, таких нет, есть описание картинки и попытка ее интерпретировать поэтическим языком, пофантазировать. Не скажу, что не удалось - наоборот, но правильно ли выбрано это стихотворение ДЛЯ ДАННОГО конкурса? А вы как думаете?
 
27. Осенний сон. Зинаида Попова 2 

Мне рыжая краса - девица ,
Лукавства полная и тайны,
В цыганских ярких одеяньях
Ночами часто стала сниться.

Плечами поведёт кокетка,
Раскинет руки, СЛОВНО КРЫЛЬЯ,
Взмахнув причёской горделиво,
Рассыплет под ноги монетки.

В шуршании летящих юбок
Сорвётся в танец свой по кругу
И, кажется , протянет руку,
Возьмёт луну, встряхнёт, КАК БУБЕН.

Как отыскать её, где встретить ?
Листву под ноги клён мне бросил...
И, вдруг, я понял: Это ж - осень-
Девица вольная, КАК ВЕТЕР !

Три тропа сравнения, и все три очень ожидаемые - никакие. Я не к тому, что это плохо, нет - это нормально, но не для этого конкурса, где наша задача "похвастаться" своими сравнениями! )))

28. Дежурный ангел за спиной. Любимая Игрушка (фрагмент)

Плывёт бессонница ДЫМКОМ
с роскошным запахом арабики,
а жизнь ДЕШЁВЫМ ПУСТЯКОМ
Скучнейше следует по графику.
..................................

Даю только фрагмент, содержащий сравнение, точнее - два. Оба очень симпатичные.

29. Ну и пусть! Наталья Кун (фрагмент)

Вот заря облизывает светом,
СЛОВНО ЯЗЫКОМ, и дарит грусть.
Мне не стать, наверное, поэтом,
Скульптором, певицей.
Да и пусть!

А часы отсчитывают время,
Но и укорачивают путь.
Стрелки, КАК МЕЧИ, коснулись шеи…
С плеч долой пустое!
Ну и пусть!

В выбранном фрагменте, на который опирался автор в своем выборе стихотворения, два сравнения,  и оба не вызвали у меня восторга, потому что не особо  поэтичны. Заря облизывает светом... Как-то не очень... И по смыслу: если сказано, что "облизывает", то и так ясно, что это делается языком, поэтому сравнение "словно языком" - уже лишнее. Или  " Стрелки (часов!), КАК МЕЧИ, коснулись шеи". Само по себе странное наблюдение. Особенно,   если "как мечи" - прямо какое-то средневековье! ))

*********************************************************

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2016/12/15/3364